Одним из самых знаковых объектов, которые реализуются в рамках развития кластера «Арзамас-Саров-Дивеево», сегодня являются Саровские врата – вход в Серафимо-Дивеевский монастырь, венчающий дорогу из Дивеева на Саров.
По заказу АНО «Саровско-Дивеевский кластер» Центром классической и традиционной архитектуры Московского Архитектурного Института создан проект, автором которого является директор Центра Капустин Алексей Михайлович – педагог кафедр МАРХИ «Храмовое зодчество» и «Истории архитектуры и градостроительства».
Архитектура сооружения являет собой традиционный пример русского академического стиля узорочья конца XIX века, вдохновленного ярославской и московской школами конца XVII века. Трехшатровые врата, увенчанные семью луковичными золотыми куполами, возвышаются над двумя проходными и одной проезжей аркой, своды которых декорированы мозаичными панно традиционного православного орнамента, а каждая арка увенчана с обеих сторон киотами с образами святых, также выполненных в мозаике. Цоколь и орнаментальные пояса арок выполнены в теплом бежевом граните матовой фактуры, гармонично сочетающейся с белой обмазкой стен, подчеркивающей геометрию кладки стен и декора.
Помимо структуры архитектурной объемно-планировочной композиции, системы декора, пластики архитектурных тяг и поясков, ритмов закомар, пилястр и геометрии раскреповки карнизов – главное в сути и уникальности архитектуры Саровских Врат не внешний облик, а смысл возврата к глубокой традиции русской культуры, проявленной в архитектуре, которая была потеряна для нашей страны после событий революции и советского периода. Строительство Саровских Врат – это реставрация утрат нашей культуры, так как это не интерпретация исторических образов русских церквей или попытка копирования стилистических принципов – это результат полноценного и глубокого изучения как архитектурной, так и строительной науки, которой достигли наши предки к началу ХХ века: были тщательно изучены древние и предреволюционные церкви данной архитектурной школы, изучены проектные чертежи и методы строительных художественных работ, воскрешена методология традиционного проектирования и композиционного мышления. В результате мы получили не интерпретацию, а чистую преемственность, возродили связь поколений, казалось, утерянную, смогли построить так, как если бы проектировали и строили матера, жившие в начале ХХ века, являющиеся последними представителями непрерывной тысячелетней эволюции русского зодчества. Успешный возврат к академическому, а не формальному пониманию искусства русской архитектуры, позволяет думать о том, что русская традиция, несмотря ни на что, - не угасла, и сегодня появляется архитектура, которую по праву можно назвать правопреемницей традиции мастеров, когда-то создавших храм Усекновения Главы Иоанна Предтечи в Ярославле (конец XVII века) и Храм Воскресения Христова «Спас на Крови» (начало XX века).
Сегодня мы смогли воссоздать аутентичный образ и методы возведения и проектирования: стоит обратить внимание на геометрию и сложность каменной кладки, которая достигается не железобетонной формовкой, а традиционной каменной кладкой; геометрия пилястр создана также художественной кладкой кирпича, а не произведена из пластика или пенополистирола.
Таким образом, Саровские Врата становятся знаковым символом продолжения восстановления и развития Серафимо-Дивеевского монастыря, одновременно являясь символом начала нового понимания глубокого и возвышенного традиционного искусства архитектуры, и возрождения преемственности в проектировании и строительстве русской культуры, берущей начало от святой Византии и Древней Руси.
В заключение хотелось бы привести в пример цитаты двух людей: русского священника-богослова и теоретика архитектуры, смыслы этих цитат тождественны и раскрывают наш посыл. Павел Флоренский писал о традиции: «…подымая на высоту, достигнутую человечеством, …высвобождает энергию…к новым достижениям, к новым творческим взлетам». В свою очередь Андрей Иконников в книге «Художественный язык архитектуры» писал: «…образовавшийся разрыв между темпами материального прогресса и духовным развитием человека можно восполнить, только обращаясь к мощным пластам культуры прошлого, используя их для строительства будущего».